ПАМЯТКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
I. Как давать определение понятию.
Понятие — знание о сущности явления. Определить понятие — значит кратко раскрыть содержание, т.е. ответить на вопрос «Что это такое?»
- Найди более общее (родовое) понятие.
- Установи основной отличительный (видовой) признак.
- Составь из этих двух элементов формулировку определения.
II. Как делать сравнение.
Сравнение — установление общего и различного.
- Сопоставь определения двух предметов (или явлений).
- Установи их общие существенные признаки.
- Определи существенные различия между ними.
- Сделай вывод, вытекающий из их сравнения.
III. Как делать анализ.
Анализ — мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных частей, признаков, свойств.
- Мысленно расчлени предмет (явление) на отдельные составные части, имеющие определенное функциональное значение.
- Постарайся обнаружить в выделенных частях характерные особенности, признаки, свойства.
- Подумай и попытайся объяснить причины такого расчленения целого на части.
IV. Как проводить синтез.
Синтез — мысленное соединение отдельных частей, признаков в единое целое.
- Прежде всего выясни, на основе чего происходит соединение изучаемых явлений (предметов) в единое целое.
- Проанализируй каждое явление, выделяя самое существенное в нем.
- Объедини данные явления по наиболее существенным признакам в единое целое.
V. Как строить доказательство.
Доказательство - обоснование истинности (или ложности) какой-либо мысли.
- Уясни себе, сформулируй мысль, истинность которой требуется, доказать.
- Приведи и разъясни доводы (аргументы), подтверждающие данную мысль.
- Сделай вывод, завершающий доказательство.
VI. Как делать обобщение.
Обобщение — выделение и объединение самого главного в изучаемом материале.
- Найди наиболее важные моменты в рассматриваемом материале.
- Установи связь между ними.
- Сформулируй общий вывод.
VII. Как проводить систематизацию.
Систематизация — сведение изученных знаний в определенную систему.
- С помощью анализа и синтеза выдели существенные признаки рассматриваемых явлений и установи связи между ними.
- Путем сравнения установи, какие из этих признаков являются общими для ряда однородных предметов (явлений).
- Путем обобщения объедини однородные явления в одну
группу.
- Проведи, если необходимо, классификацию систематизируемых явлений, т. е. раздели их на группы по общему для
каждой группы признаку.
|