ПАМЯТКИ ОБЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ
I. Как нужно работать.
- Перед тем, как приступить к работе, ее нужно продумать, предвидеть последствие — конечную модель — и всю последовательность рабочих приемов.
- На рабочем месте не должно быть ничего лишнего, чтобы не искать нужное среди ненужного.
- Все должно быть расположено в продуманном, по возможности раз и навсегда установленном порядке.
- Если работа не идет, не нужно горячиться, лучше сделать перерыв, подумать и взяться за нее еще раз, но спокойно, сдерживая себя, даже немного снизив темп работы.
- За работу никогда не следует приниматься сразу, в нее надо входить постепенно. Голова и тело потом сами заработают интенсивно.
II. Рационально организуй свой труд.
- Начинай работу отдохнувшим. Лучше всего обеспечивает отдых кратковременный сон или 1,5-2-часовое пребывание на воздухе (игры, спорт, прогулка, физический труд).
- Прежде чем начинать работу, дай себе отчет, что ты должен сделать, сколько это займет времени; наметь порядок работы.
- Помни, что наиболее высокая производительность труда наступает через 20—30 минут после начала работы. Более сложную работу целесообразно выполнить именно в это время.
Более простую и интересную — в конце. Но если ты с трудом входишь в работу, полезно начинать ее с более интересных заданий.
- До начала работы приготовь все, что понадобится для ее выполнения.
- Старайся в процессе работы придерживаться намеченного плана.
- Первый час работай без перерыва. В последующее время необходимо делать 5—10-минутные перерывы через 40—50 минут работы.
- Выполненное задание убери со стола, чтобы оно не мешало.
- Если какое-либо задание не можешь выполнить сразу, не расстраивайся, отложи его, попытайся сделать его через некоторое время.
III. Как рационально работать над домашними заданиями.
- Прежде чем приняться за выполнение задания, четко сформулируй для себя цель, которую надо достичь. Добиваться достижения определенной цели намного увлекательней, чем просто «учить уроки».
- Формулируя цель, дай себе отчет, что тебе даст выполнение задания.
- Не торопись обращаться к учебнику. Вспомни, что ты знаешь по этому вопросу, что читал, что слышал. Посмотри записи в тетради: они помогут восстановить в памяти объяснение.
- Обращайся к учебнику только с определенной целью. При чтении учебника обращай внимание на главное, а также на тот материал, который при предварительном обдумывании был забыт. Подчеркни (карандашом, аккуратно) то, что представляется особенно важным.
- Ответь на вопросы к параграфу.
- Попытайся мысленно (или на бумаге) составить план изученного.
- Если тебе нужно выполнить упражнение, повторяй теоретический материал в процессе работы над ним, осмысляя под углом зрения теоретических положений ход всех своих действий.
- При работе над выступлением, докладом, сочинением:
- прочитай внимательно тему; подумай над замыслом работы; вспомни все, что ты знаешь по теме; составь примерный (рабочий) план, обдумай его, уточни;
- подбери литературу; выбери из источников основной;
- знакомясь с литературой, делай по мере необходимости
выписки из нее;
- после знакомства с литературой еще раз уточни план работы;•-'
- отбери материал к каждому пункту плана;
- после написания работы самокритично прочитай ее,
исправь отмеченные недостатки, проверь все написания, а
затем перепиши начисто.
IV. Учись слушать.
- Приведи в порядок рабочее место, чтобы ничто не отвлекало внимание.
- Настройся на восприятие материала, прими удобную позу. Помни: когда расслаблено тело, расслабляется и внимание.
- Вникни в формулировку темы (урока, лекции или выступления).
- Осознай поставленную цель.
- Если предложен план выступления (лекции или урока), изучи его и внимательно следи по нему за логикой изложения материала.
- Сопоставляй услышанное с уже имеющимися знаниями.
- Выдели в выступлении (лекции или уроке) основную мысль, главные положения по возможности запиши, соотнеси их с темой.
- Помни, что помочь усвоению услышанного материала, выделению в нем главного могут интонации говорящего, будь внимателен к ним.
V. Как записывать услышанное (лекцию, доклад, выступление, объяснение на уроке и т.п.)
I вариант
- Не начинай записывать материал с первых слов выступающего, сначала выслушай высказываемую им мысль до конца и постарайся понять ее.
- Приступай к записи тогда, когда учитель (выступающий), заканчивая изложение одной мысли, комментирует ее или обобщает сказанное.
- Не старайся записывать материал дословно: при этом обычно теряется главная мысль.
- При записи сокращай слова, некоторые из них можно обозначать условными значками. После сокращений оставь место, чтобы закончить записи дома (или после урока).
- Если в лекции (выступлении), встретились непонятные мысли, слова, оставь место в тетради, чтобы после урока (выступления) уточнить их у учителя и записать.
- При записи соблюдай общепринятые правила: дели текст на абзацы, пиши их с красной строки, выделяй главное подчеркиванием, цветом, рамками и т. п., пользуйся нумерацией.
- Постарайся в ближайшие дни обработать запись: допиши текст, расставь правильно знаки препинания, исправь стилистические неточности, выдели главное и т. д.
II вариант
- Не записывай с первых слов выступающего, не уяснив смысла сказанного, не осознав главной мысли.
- При записывании постарайся кратко сформулировать сначала главную мысль и записать ее.
- Записывай спокойно, не бойся что-нибудь пропустить; оставь место, чтобы потом дополнить запись, спросив о пропущенном у учителя или товарища.
- При записи целесообразно оставлять «поля», на которых затем можно сделать дополнения и уточнения.
VI. Как легче запомнить материал.
- Поставь цель запоминания.
- Выдели главную мысль запоминаемого материала (высказывания, текста).
- Мысленно разбей текст на части, установи логическую связь между ними.
- В каждой части также выдели главную мысль, основные положения, найди сходства и различия между ними, связь с ранее изученным.
- Формулировки понятий, правила старайся при повторении не изменять, остальной текст пересказывай своими словами.
- При повторении не заглядывай без нужды в текст, старайся воспроизвести его по памяти; запоминание зависит не от количества повторений, а от осмысления усваиваемого материала.
- После работы над частями текста перескажи весь текст.
- Повторяй по «горячим следам», т. е. на следующий день после заучивания, так как забывание идет наиболее быстро в первые дни.
- Будь внимателен. Недаром говорят: «Внимание — резец памяти; чем оно острее, тем глубже следы».
VII. Требования к речи школьника (устной и письменной).
- Помни, что говорить (или писать) следует на определенную тему, соблюдая ее границы, не осложняя свое высказывание лишним материалом.
- При подготовке высказывания на определенную тему определи сначала основную мысль ее и отбери существенные факты и сведения, которые позволят наиболее полно раскрыть ее.
- Излагай материал логично и последовательно, т. е. устанавливая причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делая необходимые обобщения и выводы.
- При построении своего высказывания помни о том, кому оно адресовано и с какой целью, старайся использовать необходимые языковые средства для его оформления.
- Говори достаточно громко, соблюдая логические ударения, паузы, правильную интонацию.
- Письменные высказывания оформляй чисто и аккуратно, соблюдая орфографические, пунктуальные и грамматические нормы.
VIII. Какой должна быть хорошая речь.
Основные требования, как выполнять эти требования:
- Содержательной
Продумай тему и основную мысль своего высказывания; раскрывай их полно, конкретно, но не говори и не пиши лишнего.
- Логичной
- Правильной
- Точной, чистой лексические средства языка, употребляй самые подходящие слова (соответственно теме и стилю высказывания). Старайся обогатить свой словарный запас: записывай и запоминай новые слова, употребляй их в речи. Избегай употребления жаргонизмов, диалектных слов.
-
Богатой Используй разнообразные (по смыслу, форме) слова и предложения, интонационное богатство русской речи. Старайся не повторять одни и те же слова, похожие предложения, подбирай нужные синонимы, синонимические конструкции.
|