|
|
III. ПАМЯТКИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ (I) 1. Как читать книгу.
I вариант
- Помни совет Н. К. Крупской «Лучше читать немного, но основательно».
- Составь план чтения, перечислив в нем книги, которые ты хочешь прочитать.
- Для предварительного знакомства с книгой просмотри данные, приведенные на ее титульной странице, аннотацию, оглавление.
- Старайся глубже понять содержание книги, для чего выделяй главные мысли и следи, как они раскрываются, обосновываются.
- В ходе чтения применяй различные формы записи: цитаты, выписки, план, тезисы, конспект, реферат.
- Встретив в книге незнакомое слово, обязательно узнай, что оно означает; систематически пользуйся энциклопедиями, словарями, справочниками.
- Прочитав книгу, подумай, чему новому она научила тебя.
II вариант
- Сначала бегло просмотри содержание всей книги (статьи, монографии). Дай себе отчет, насколько этот материал тебе нужен, на какие вопросы он поможет тебе ответить.
- Приступай к вдумчивому чтению.
- При чтении:
- отмечай основные идеи (мысленно или карандашом);
- следи, как они развиваются, доказываются (попытайся
их сопоставить с теми знаниями, которые у тебя есть);
- эти «смысловые единицы», «опорные пункты» можешь
пронумеровать (потом выписать);
- дай себе отчет о связи между «единицами», выдели главные из них, второстепенные, уясни их последовательность,
реши, насколько она удачна;
- дай отчет в основной, ведущей идее работы; вырази свое
отношение к ней.
- При сложном материале нужно еще раз вернуться к вторичному просмотру наиболее трудных мест, выкладок, доказательств.
- В конце работы, если нет смысла конспектировать ее содержание, нужно сделать записи основных идей.
- При самостоятельной работе над книгой (статьей) не увлекайся фактами, но стремись все их запомнить. Знай, что основной смысл твоей работы заключается в овладении новыми идеями, которые ты всегда можешь иллюстрировать своими примерами.
Пометки, которыми можно пользоваться при чтении:
- ! — полное согласие с мнением автора («сильно сказано!»);
- ? — сомнение; высказанная мысль подлежит доказательству; несогласие;
- ?! — удивление, недоумение;
- 8ю — правильно говорится;
- N13 — («нота бене») весьма важно, обратить особое внимание;
- V — самое главное.
2. Как работать с учебником.
1-й вариант
- Материал учебника читай не спеша, по абзацам.
- Старайся понять и осмыслить каждое слово; встретив незнакомое слово, обязательно выясни его значение.
- Внимательно обдумай прочитанное, выдели основную мысль.
- Кратко сформулируй (устно или письменно) основную мысль каждого абзаца - получишь план изучаемого материала.
- Правила, определения, слова, выделенные особым шрифтом, постарайся запомнить.
- Закрыв учебник, повтори изученное по составленному плану.
2-й вариант
- Работай с заголовком!
Прочитав заголовок, остановись!
- Сформулируй для себя, о чем пойдет речь в тексте.
- Вспомни все, что ты уже знаешь на эту тему.
- Поставь вопросы, на которые, по твоему мнению, в тексте будут даны ответы.
- Попытайся дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста.
- После этого приступай к чтению. Читая, сопоставляй выдвинутые тобой предположения с реальным содержанием текста.
- Работай с текстом!
Обращай внимание на непонятное в тексте.
- Читая, следи, есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть, найди к ним объяснения в словарях или
обратись с вопросами к тем, кто это может знать.
- Непонятным может быть само содержание текста.
Подумай, не связано ли это непонимание с пройденным, но
плохо усвоенным материалом. Подумай, что именно из старого материала мешает пониманию, и повтори его. А может, текст станет понятным, если разобрать конкретные примеры.
- Веди диалог с автором!
- По ходу всего чтения ставь вопросы к тексту и выдвигай
свои предположения о дальнейшем его содержании.
- Проверяй свои предположения в процессе чтения.
Если ты не можешь найти ответ на свой вопрос, помни, что
в тесте его может и не быть. Тогда попытайся найти недостающие сведения в других источниках.
- Выделяй главное!
- Читая текст, старайся отделить в нем главное от второстепенного. Обдумай, в какой части текста выражена главная мысль, а что эту главную мысль поясняет или дополняет.
.
- По ходу чтения составляй план (устный или письменный) или конспект текста.
- Составляй схемы, таблицы, отражающие существенные моменты в тексте.
- В случае необходимости делай выписки.
- Рассмотри все данные в учебнике примеры и придумай свои. Старайся представить себе то, о чем читаешь.
- Запоминай материал!
- Объясни себе, в чем связь мыслей — пунктов твоего плана.
- Перескажи текст по плану.
- Ответь на вопросы учебника или записанные в тетради.
- Проверяй себя!
3. Как пользоваться словарем.
- Прежде чем пользоваться словарем, попробуй сам определить смысл незнакомого слова, а затем сверить значение его по словарю.
- Подумай, в каком словаре ты можешь найти объяснение необходимого слова
.
Для выяснения смысла непонятного тебе русского слова следует обратиться к толковому словарю (например, к «Словарю русского языка» Ожегова С. И. или 4-томному «Толковому словарю русского языка» под ред. Ушакова Д. И.). При переводе с одного языка на другой следует пользоваться переводным словарем (русско-белорусским, англо-русским и др.). При чтении периодики целесообразно использовать «Словарь иностранных слов» или «Политический словарь». Происхождение географических названий поможет выяснить «Топонимический словарь».
- Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).
- Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны (жирным шрифтом) слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо первые три буквы этих слов. Это облегчит тебе поиск нужного слова.
- Иногда слово имеет не одно, а несколько значений, и все они приводятся в словаре. Прочитай их внимательно, чтобы определить, в каком значении употреблено непонятное тебе слово (в данном контексте).
- Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде. Разъяснение к системе сокращений дается обычно в начале словаря.
4. Как читать газету.
I вариант
- Чтение газет должно быть регулярным, став твоей ежедневной потребностью.
- Начинай чтение газет с беглого просмотра заголовков, чтобы определить, какой именно материал необходимо прочитать.
- Старайся понять сущность и значение сообщаемых газетой фактов, анализируй их, раскрывая проявляющиеся в них законы (закономерности) общественного развития.
- Полученные в школе знания применяй для более глубокого усвоения газетного материала, а этот материал используй на уроках.
- Для систематизации газетных сообщений, для лучшей подготовки к проводимым в классе политинформациям полезно делать вырезки и выписки из газет.
- При чтении газет используй «Политический словарь» и другую справочную литературу, а также «Атлас мира».
II вариант
- Читай газету каждый день; она расскажет тебе о важных событиях, происходящих в нашей стране и за рубежом.
- Прежде чем читать газету, ознакомься с заглавиями статей, это поможет тебе выбрать самый важный и интересный материал.
- Обязательно прочитай передовую статью, определяющую важнейшие задачи сегодняшнего дня.
- Читай каждую статью внимательно, выделяй главное, новое для себя.
- Обращай внимание на непонятные слова, работай со словарем.
- При чтении газеты используй карту.
5. Как комментировать газетные сообщения?
- Какова тема сообщения?
- Что тебе известно об упоминаемых в сообщениях политических партиях, организациях, деятелях? Охарактеризуй их.
- В какой обстановке (экономической, политической) происходит данное событие? Какова связь события (явления) с конкретной обстановкой?
Каковы общие и непосредственные причины события? Как развивалось событие (явление) до настоящего времени?
Какие закономерности или существенные черты современного развития проявились в событии? Охарактеризуй его сущность.
- Известны ли тебе другие подобные события, происходившие в данной стране за последние годы? Является ли событие, о котором сообщает газета, обычным для данной страны или его следует рассматривать как исключение? Попытайся определить общие черты такого рода событий (явлений).
- Дай классовую оценку событию. Интересам каких классов и социальных слоев отвечает данное событие?
Каковы тенденции развития события? Каковы могут быть его результаты, последствия, влияние на обстановку?
- Сделай вывод о значении события, каковы его уроки?
Продолжение
|
Наш адрес: г.Барановичи, Брестская обл., Республика Беларусь, ул. Брестская 42
тел. 41-27-93,
e-mail: bar_ch9@tut.by
|
|