III. ПАМЯТКИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ (III)
9. Как конспектировать лекцию учителя.
- Конспектируя лекции учителя, старайся выделять и записывать только основной материал, главные мысли (в этом может помочь план, предложенный учителем перед началом лекции в устной или письменной форме).
- При конспектировании лекции необходимо оставлять широкие «поля» или чистую страницу для внесения дополнительного материала из учебника и других источников информации.
- Наиболее подробно записывай выводы, которые содержатся в лекции, а также сведения, которых нет в других источниках.
- Сокращай знакомые и часто употребляемые слова; помни, что наиболее информативно начало и конец слова.
- Если не успел записать важное положение, факт или вывод, не следует отвлекаться, оставь место, чтобы позже восполнить пропущенное.
- Чтобы форма конспекта нагляднее отражала его содержание, располагай материал по абзацам, нумеруя их, подчеркивай основное, пользуйся карандашами (чернилами) разного цвета и т. п.
10. Как работать с государственными документами.
- Внимательно прочитай документ, постарайся понять и осмыслить его содержание.
- В процессе работы с документом используй различные виды записей (план, выписки, тезисы, конспект), а также графическую форму фиксации основного содержания.
- При изучении документов, в которых есть статистические данные, выписывай цифры в тетрадь и оформляй их в виде таблиц, графиков, диаграмм.
- Старайся конспектировать документ близко к тексту, чтобы передать своеобразие его точного, строгого языка.
11. Как подготовить доклад.
- Получив или выбрав тему доклада, узнай срок, к которому он должен быть подготовлен, и наметь этапы его подготовки и время. Составь список литературы по данной теме и после этого уточни план работы над докладом.
- При чтении литературы выписывай необходимые сведения на отдельные карточки с указанием источника, а также вопроса своего рабочего плана, к которому относятся эти сведения.
- Подобрав материал, переходи к составлению окончательного варианта плана доклада.
- Материал доклада можно оформить в виде подробного сложного плана, тезисов или полного текста выступления.
- При предварительном чтении (дома) обрати внимание на то, чтобы в докладе не было повторов, второстепенных вопросов, не связанных с темой, непонятных выражений и т. п."
- При выступлении не следует читать текст доклада, не отрываясь от бумаги, можно только заглядывать в свои записи.
- Помни, что нужно уважать слушателей и говорить внятно, достаточно громко, не злоупотреблять их вниманием. Значительно облегчит восприятие доклада подготовленная к нему наглядность. Будь готов ответить на вопросы товарищей.
12. Как работать над рефератом.
Реферат (от латинского слова «докладываю», «сообщай») — краткое изложение основного содержания какого-то произведения или нескольких произведений, которое в отличие от конспекта обычно составляется не для себя, а для того, чтобы выступить с ним на уроке или на занятии факультатива, кружка. Поэтому реферат пишется так, чтобы он был понятен не только для составителя: более подробно, без сокращений и условных обозначений.
- Продумай тему своей работы, в общих чертах определи ее содержание, составь предварительный план.
- Составь список литературы, которую следует прочитать. Читая ее, отмечай или выписывай все то, что должно быть включено в реферат.
- Разработай как можно более подробный окончательный план, возле каждого пункта и подпункта укажи, из какой книги или статьи взять необходимый материал.
- Во вступлении к работе раскрой значение ее темы.
- Последовательно раскрывай все предусмотренные планом вопросы, обосновывай, разъясняй основные положения, подкрепляй их конкретными примерами и фактами.
- Прояви свое личное отношение к излагаемому вопросу отрази в работе собственные мысли и чувства.
- Старайся писать кратко, точно, грамотно; разделяй текс на абзацы; не допускай повторений, многословия.
- В пронумерованных сносках укажи, откуда взяты приведенные в тексте цитаты и факты.
- В конце работы сделай обобщающий вывод.
- Самокритично прочитай свою работу и устрани все замеченные недостатки. Перепиши работу начисто.
- Правильно оформи реферат:
- на титульном листе укажи его тему, сведения о себе;
- текст пиши на одной стороне листа, оставляя «поля»;
- сначала запиши план работы;
- в конце реферата приведи список литературы, которая использована при подготовке, указывая автора книги (статьи), ее название, издательство, год выпуска /или номер журнала/,
- оставь два чистых листа для рецензии, отзыва, замечаний
13. Как готовиться к семинару.
- Изучи план, вопросы и задания к семинару, просмотри рекомендованную литературу.
- Ознакомься с содержанием рекомендованной литературы, сделай необходимые выписки на карточках (записи удобнее делать на одной стороне карточки).
- Делая выписки, не забывай указывать фамилию автора, год, место издания, страницу книги (статьи), откуда взята информация.
- Просматривая ежедневно периодическую печать, выписывай на карточках примеры к семинару или делай вырезки и наклеивай их в тетрадь (обязательно указывай источник).
- Продумай и определи, в какой форме ты подготовишь ответы на вопросы занятия (краткий или сложный план, тезисы,
конспект, опорный конспект с удобными для тебя условными обозначениями, подчеркиванием, выделением цветом и т. п.).
- Проверь, на все ли вопросы плана семинара ты подготовил ответы.
- В процессе подготовки к семинару обязательно уточняй значение новых или недостаточно известных тебе слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
- На «полях» конспекта выпиши возникшие у тебя вопросы или подчеркни положения, которые кажутся тебе спорными, для того чтобы обсудить их на семинаре.
14. Как готовиться к уроку по опорному конспекту.
- Вспомни объяснение учителя по заданной теме.
- Попробуй разобраться в опорных словах и сигналах конспекта.
- Внимательно прочитай материал соответствующего параграфа учебника, сравни его с опорным конспектом, постарайся его понять.
- Перескажи усвоенный материал с помощью опорного конспекта и без него.
- Напиши опорный конспект по памяти.
- Сравни написанный тобой конспект с образцом, составленным на уроке. Если допустил ошибки, поработай над их исправлением.
15. Как рецензировать ответ товарища.
- Укажи, достаточно ли полным был ответ, соответствовал ли теме.
- Отметь, последовательно ли излагался материал, по плану ли.
- Доказательными ли были объяснения?
- Сделан ли обобщающий вывод?
- Какие допущены ошибки, неточности?
- Правильной ли и выразительной была речь?
|